top of page

Созвездие Семи Морей над Волгой... (в Костроме)

  • Мария Мутлова
  • 21 июл. 2016 г.
  • 3 мин. чтения

В столице уже начинал таять снег… Март с каждым днем дарил все больше солнца, весна медленно переступала порог Москвы. На глаза мне неожиданно попался сборник пьес Островского. Перечитала «Бесприданницу»… В голову пришла мысль, что после просторов Оки обязательно нужно побывать на Волге. Спустя несколько дней, точно по волшебству, в афише Олега появились два концерта на берегах Великой реки в Костроме и Ярославле! Бывают в жизни такие совпадения, которые запоминаются на всю жизнь. Волжские концерты и Островский - как раз одно из них…

…Поезд дернулся и окончательно остановился… За мутным окном вагона позднее рассветное солнце вылизывало ледяные дороги до блеска. Кострома встретила морозом, точно здесь был январь, а не март. Я осторожно ступила на перрон и тут же едва не упала, поскользнувшись на его гладкой поверхности с тонкой хрустящей коркой. Солнце постаралось привести город в праздничный вид, но путь для меня из-за этого осложнился значительно. Шла и представляла себя то Ларисой Дмитриевной, то Катериной… В голове звучала музыка из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс»…

Неожиданно за очередным поворотом передо мной открылось огромное пространство, где впереди, в конце спускающейся дороги, огромная мощная река спала, скованная льдом и укрытая толстым слоем снега. Тихая, поверженная мощным дыханием природы, она напоминала русского богатыря, чьи силы после жестокой битвы иссякли. Волга покорилась зиме… От этого становилось и страшно ,и радостно… Весь день я бродила по ледяным улочкам города, встречая приветливые лица горожан. Мы разговорились с одним сторожем в храме, куда я зашла по велению сердца. Я верю в предощущение, поэтому то, что этот человек подошел ко мне первым и заговорил, точно угадывая мою жизнь, меня не сильно удивило:

-Вы, наверное, приехали издалека?

-Не очень издалека… Из Москвы!

-Для такой юной девушки это даль! Значит, очень хотели приехать!

-Да! Очень хотела!

-Значит, человек, ради которого вы приехали, очень хороший человек!

-Очень хороший человек! Один из тех, кто помогает жить!

-И, наверное, он творец!

-Творец, каких мало!

-К нам сегодня приехал певец из Москвы… - я кивнула, точно ожидала эти слова. – Я так и подумал, что он необыкновенный человек!

-Вы не ошиблись!

-Тогда дай вам Бог всегда быть такой же счастливой!

Откуда этот человек знал о моем тихом счастье? Как он угадал, ради чего я приехала в этот день к Великой реке? Что еще угадал этот светлоглазый мужчина с лицом, похожим на лица с картин Нестерова? Я так и не узнала, но чувство, что все будет хорошо после этих слов, сохранялось весь день и после концерта.

В зале было прохладно, отчего я то и дело ежилась. На коленях лежал букет, с нежностью подобранный одним хозяином цветочного ларька в торговых рядах. Я обратила внимание на занавес с нашитыми на черный фон серебряными звездами. Вспомнился романс: «Звезды на небе, звезды на море, звезды и в сердце моем…». В этот раз я сидела на первом ряду, прямо перед порталом сцены. Погас свет в зале, и звезды на занавесе заблестели в свете софитов, точно живые. Созвездия, неведомые ни одному астроному, предваряли появление созвездия Семи Морей из песен Олега…

И как в этот вечер пронзительно звучал монолог из стихотворения Булата Окуджавы почти над самой моей головой: «Зачем же вы спели тот старый романс?.. Неужто, чтоб боль навсегда улеглась? Чтоб боль улеглась, а потом чтобы вспыхнула снова?..». И, как две звезды, блестели в глазах артиста, точно Альфа и Омега, слезы; слезы, быть может, невыплаканные когда-то давно и обратившиеся целительным светом для каждой израненной души в зале. Особенно ярко засветились они на песне Жака Бреля «Ne me quitte pas…». И хотелось в ответ сказать: «Не бросайте нас, Олег Евгеньевич!», хотелось стать тенью тени певца, как совершенно точно звучат слова в финали песни… И в ответ в моих глазах засветилось еще две звезды благодарности и преклонения перед человеком, кто собственную боль переплавляет в любовь.

Как мало нужно для счастья и как много для того, чтобы его сохранить! А созвездие Семи морей все ярче сияет на небосклоне лет, направляя в буре житейских страстей, где так мало проблесков правды… Так мало тишины… Так мало любви…

из сборника эссе

"Прозрачный романс | О концертах Олега Погудина"


 
 
 

Comments


bottom of page