top of page

Два сольди на счастье, или сказки об Италии

Программа «La Serenata» звучит раз в год, поэтому по ней всегда успеваешь соскучиться очень сильно! Мы выходили из камерного зала Дома Музыки в тепло июльского вечера… Привычное освещение в виде лампочек на колоннах почему-то не горело, отчего казалось, что ночь совсем не московская, а какая-то … да! именно итальянская! Buona sera, amici!!!

А ведь для счастья нужно не так много… Всего-то два сольди, чтобы снова услышать эту песенку об артистах… В ее простоте столько правды, что она обескураживает и обезоруживает любую ложь. Можно пафосно говорить о значимости артистического делания, можно убежденно прикладывать руки к сердцу, рассказывая, как трудно живется певцам, а можно изящно присесть на краешек усыпанного цветами стола, взглянуть не без интереса на подаренную коробочку (кто знает, что в ней?), отложить ее за спину и просто начать рассказ о себе на итальянском языке:

- Синьоры! Послушайте песенку за два сольди! Всего два сольди, синьоры, и перед вами откроется вся моя жизнь! Я не утаю ничего! Только два сольди – символическая плата за то, что я буду искренен до конца…

Почему-то вспоминается опера «Паяцы», в которой до самого финала настоящая искренность чувств и настоящая жизнь… Но все же на сцене изящно присел на краешек стола русский певец с итальянским чувством прекрасного, и потому вся история закончится хорошо.


В этот вечер встреча с Олегом началась с песни «Солнечный край», как если бы в дверях вдруг возник твой лучший друг и с порога выпалил, уперевшись руками в дверной косяк: «А ты не забыл, как прекрасна Италия?! Неужели не помнишь? Так я тебе сейчас расскажу!..». Ты еще не успеваешь ничего ответить, а уже звучит история, не похожая ни на одну предыдущую, хотя об Италии разговор шел уже не раз. Всегда находятся новые детали, подробности и мысли.

«Santa Lucia»… Знакомая каждому человеку, кажется, с младенчества! Наверное, также укачивали по вечерам молодые итальянки своих крепких, красивых малышей… Над головой, из окон то и дело наверняка звучало: «Прочь все заботы, прочь все печали, о мой Неаполь, чудные дали! Радость безмерная, нет ей причины, Санта Лючия! Санта Лючия!». Сливались сильные, нежные и в то же время страстные голоса в единый хор, воспевающий Любовь!

А как радостно услышать счастливую историю о гондоле в свете закатного солнца, которая мягко скользит по каналам Венеции, унося с собой гребца Антонио и двух счастливых молодых людей. Затаив дыхание, слушаешь, казалось бы, такую банальную сказку о бесконечном счастье, и снова веришь в нее! Снова, как впервые переживаешь минуты безграничного восторга! Ведь рассказчик каждый раз наполняет незатейливый текст неповторимым очарованием жеста и взгляда! И понимаешь, что на самом деле «нет большего счастья: вдвоем на лагуне в сиянии лунном о счастье мечтать…». Ну, конечно, нет! Ведь это Венеция!

Влюбленный солдат всегда пишет о любви, но вот как, с какими чувствами станет читать его письмо возлюбленная – загадка, и остается место для фантазии рассказчика…

«О, ты, которая никогда не плачет!» - взывает, глядя в потемневшее от туч небо, снова и снова взывает несчастный, покинутый юноша. Сердце сжимается от невозможности помочь этому израненному судьбой человеку. Хочется помолиться в этот темный, безлунный вечер о том, чтобы любимая все же вернулась!

Вот юноша крепко обнял свою старую мать и сбивчиво делится с ней своим, быть может, минутным счастьем! Для детей их родители всегда самые красивые, так же, как и дети всегда для своих родителей прекраснее всех других людей на Земле! «Мама! Зачем же жить дальше, если счастье уже совершилось?» - вновь и вновь спрашивает молодой человек, зная, что мама лишь улыбнется в ответ и предоставит сыну возможность самому разобраться в сложностях жизни…

Совсем по-новому звучит песня о погасшем навсегда окошке. Точно боль улеглась, память чуть отступила, и недавнее горе стало похоже на старинную легенду, которую по вечерам рассказывают влюбленным старики в свете большой свечи, вкруг которой вьются маленькие мотыльки.

Снова приходится упрашивать молчаливую Марию, чтобы она заговорила о любви… И что же? Весь вечер сам рассказывал возлюбленной о полноте своего чувства - и ни слова в ответ! Такая уж она нерешительная и застенчивая, зато любимая!

Спрашиваешь своего собеседника-друга: «Ну, а что же было с тем пареньком, который просил подружек своей возлюбленной напомнить ей о нем?». Рассказчик улыбается загадочно… А ведь юноша все еще добивается признания! Вечно молодой, вечно страстно влюбленный, вечно терпеливый! В каждом поколении есть такой удивительный мужчина, а потому история живет, переходя из уст в уста, из голоса в голос, из лютни в лютню…

За разговором совсем не замечаешь, что прошло много времени, и товарищу пора уходить. Просишь его задержаться еще ненадолго и рассказать «ну, самую последнюю историю». Усталость на лице собеседника озаряется доброй улыбкой: «Ну, хорошо! Слушай!».

И он рассказывает о том, как однажды в Риме, услышав легенду, бросил на удачу монетку в фонтан Треви, чтобы вернуться в старый город еще хоть раз. Легенда не обманула, и жизнь снова и снова дает возможность разглядеть сквозь толщу постоянно бегущей воды маленький кругляшок счастья. Умолчит он лишь о том, какая большая любовь повстречалась ему в этом городе, но зачем же слова, когда в глазах навсегда остались искринки слез от вечного расставания… До свидания, Рим!

До свидания, Италия! До встречи! До новых историй, которые родятся здесь, точно аромат цветов после заката: сладко, полно и прекрасно!



И два сольди возьмите - на счастье…




bottom of page