top of page

Тургеневская туча, или история о попадании в ритм и неоднородности времени

Красоте не нужно бесконечно жить,

чтобы быть вечной, - ей довольно

одного мгновенья...

И. С. Тургенев «Довольно»

Сколько нужно времени, чтобы насладиться красотой в полной мере? Сколько? Секунда, чтобы заметить падающую звезду. Минута, чтобы на ночном озере рассмотреть блики лунного света, рассыпающиеся по волнам. Час, чтобы доехать, любуясь пробегающими мимо просторами, из одного места в другое. Вечность, чтобы постичь русскую душу…


Между современностью и временем Ивана Сергеевича Тургенева, лежит, кажется, бездна… Судьбы гениев, их биографии и истории, связанные с их именами, всегда невольно кажутся далекими и очень отдаленно связанными с нами. Сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни мы читаем произведения и представляем себе иное время, иные нравы, иной ритм жизни. Кому-то они кажутся близкими, кто-то не понимает вовсе, как наши предшественники могли существовать в тот размеренный век… Но бездна остается бездной. Ее нельзя перешагнуть и трудно заполнить чем-то, что бы дало возможность преодолеть ее и очутиться хоть на миг в 19 веке. Счастье в том, что сквозь века, сквозь пространство и время стремится, невзирая на исторические события, политику, экономику и моду, Романс! Он тонкой нитью Ариадны связывает время расцвета русской культуры с нами, порой блуждающими по лабиринту бескультурья, населенному минотаврами навязанных обманчивых ценностей.

Сегодня романсом часто называют и полуэстрадные современные песни, но тому, кто слышал «Утро туманное», «Караван», «Калитку» и другие шедевры, не нужно указывать на истинную сокровищницу жанра. Кажется, что минотавры современности всеми силами пытаются порвать нить Романса, запутать ее, проложить ложные нити, чтобы сбить с пути тех, чьи сердца стремятся к познанию, чьи глаза обращены не к своему личному прошлому (к которому, как известно, возврата нет), а к прошлому своей страны. Борьба продолжается уже много лет, и на невидимых фронтах Аргонавты под белыми парусами бороздят моря современности, чтобы сократить бездну между героями повестей, романов, стихов и нами.

Много имен Героев, но для меня самым первым, самым отважным аргонавтом русской культуры является Олег Погудин. Как в арсенале вооружения, в его репертуаре такое количество победоносного, прекрасного, вечного, что победа над Островом Смерти в лице шоу-бизнеса очевидна.


Для меня Олег Евгеньевич – олицетворение, доказательство того, что музыка вечна. Кажется порой, что сам он только что из 19 века. Это замечают многие, и я присоединяюсь к ним. Но меня все время интересовало, почему? Что именно в певце напоминает сразу всю русскую культуру той эпохи? Мне кажется, что в Спасском-Лутовиново я, наконец, нашла один из ответов на этот сложный вопрос…



С утра моросил дождь… Усадьба Тургенева к 200-летию писателя затеяла капитальный ремонт главного дома… Как не вовремя… И все же! Едва переступив за ограду, получив от контролера оборванный билетик, я почувствовала себя невообразимо близко к героям романа «Отцы и дети», рассказа«Бежин луг» и другим произведениям Ивана Сергеевича… Казалось, что та самая пропасть между поколениями сжалась до ширины рва вокруг кремля старинного русского города. И все же моста над этим рвом я никак не могла найти…

Распогодилось только к обеду, и солнце поднимало капельки воды с травы и деревьев влажным паром, который не давал дышать. Блеск от вымытой листвы был такой, что приходилось щуриться, а цвета и оттенки были достойны палитры художника Ивана Шишкина… В тени старого дерева напротив сцены с большим портретом писателя я все еще пыталась мысленно породниться с Базаровым, Кирсановым, Асей и другими героями из мира Тургенева… Они как будто бродили среди гостей юбилея, но оставались неузнанными и непонятыми. Я искала глазами среди толпы что-то, что дало бы мне зацепку, чтобы их разгадать…

Вдруг мой взгляд устремился на быстро двигающуюся фигуру в белой рубашке и черных брюках. Олега Евгеньевича всегда можно узнать по походке… Плавной, устремленной вперед, точно сквозь невидимое препятствие. Широкий шаг по яркой траве и строгий взгляд - вот что мгновенно притягивало внимание. На короткое время артист исчез среди толпы зрителей, которые стояли у сцены и сидели на деревянных скамейках, и снова показался, но уже у сцены.

В этот момент герои Тургенева, кажется, выступили вперед и тоже устремились к сцене по следу, оставленному легким шагом на траве. Как будто Олег Евгеньевич показал брод через ров вокруг желанного 19 века.

Сама Вселенная, кажется, замерла, ощущая, что кто-то нарушил привычный ход времени и запустил его по новой траектории . Она благоволила в этот день к человечеству, а потому ласково улыбнулась и прислушалась… А это просто Олег Погудин вышел на сцену и запел «Утро туманное»…

Можно бесконечно долго спорить о том, что происходит в самом артисте, когда он, стоя на сцене, начинает священнодействие (для меня лично в минуты пения время сжимается), но в зале время однозначно начинает иное течение … И самое удивительное, что течение это просто идеально совпадает с ритмом 19 века. Просто попробуйте провести несложный опыт: начните читать и включите в это время в качестве фона романсы в исполнении Олега Погудина. На мой взгляд, эффект потрясающий!

Но о концерте! На сцене под открытым небом (в прямом смысле, потому что никакого тента или навеса над артистами не установили) Олег Евгеньевич был в белоснежной рубашке с серым жилетом и черных брюках с лампасами, точно герой ненаписанной повести Тургенева… Можно даже представить, как писатель мог бы в нескольких предложениях создать экслибрис этого действа. В исполнении оживали любимые образы юношей и девушек, влюбленных и разлюбивших, счастливых и несчастных, нашедших свое счастье и оставленных в одиночестве… И костер в тумане светил, и звезды отражались в ночном море, и карета стояла у церкви, и беседка пряталась в вечернем саду… Все эти картины преодолели, благодаря гению Олега Евгеньевича, как минимум век и ожили вновь в 21-ом, чтобы зашить дыру мироздания. С каждой нотой на зрителей Спасского-Лутовиново надвигалась эпоха, которую так хотелось понять… В воздухе все явственней ощущалось присутствие чего-то великого, грандиозного, торжественного.

И вдруг, проследив за устремленными куда-то вдаль глазами Олега Евгеньевича, я увидела огромную черную тучу. Она в полном безмолвии, боясь нарушить слияние времен, медленно передвигалась, кралась, точно перекатывалась на своих мягких облаках. Было в ней что-то не из этого века… Тургеневская туча воспользовалась возможностью, и по следам, оставленным на траве Олегом Евгеньевичем и героями писателя, явилась, чтобы окончательно подтвердить феномен неоднородности времени. Туча эта даже ползла в ритме романсов: то останавливаясь и прислушиваясь, то делая рывок в сторону Спасского-Лутовиново.


-Я все-таки должен поблагодарить небо за то, что оно было милостиво к нам, но, тем не менее, <…> если вдруг случится чудо и… нет, похоже, что чудо не случится…


Олег Евгеньевич несколько раз поднимал глаза к небу, как бы оценивая, сколько времени у него есть для того, чтобы завершить вместе с природой строительство моста над пропастью вселенной. Это был настолько точный расчет, что явление могущественной Природы соединилось с последними словами романса «Умру ли я, ты надо могилою гори, сияй, моя Звезда!» в стуке первых капель по листве. Олег Евгеньевич едва покинул сцену, как вежливая Природа обрушила ливень, точно смывала все иллюзии и образы, которые возникали перед гостями юбилея во время концерта… Ведь «красоте не нужно бесконечно жить, чтобы быть вечной, - ей довольно одного мгновенья...», как писал сам Иван Сергеевич… Дай Бог, чтоб такие мгновения повторялись вновь и вновь, помогая найти выход из бесконечной системы коридоров современной безвкусицы!

А ответ на вопрос, что именно напоминает в Олеге Евгеньевиче всю русскую культуру 19 века, очень прост… Он верит в эту культуру. Он исповедует ее, как Православие. Ведь если верить во что-то истово, всем сердцем, то Вера дает великие знамения. И сам Олег Евгеньевич есть знамение русской души, русской веры и русской культуры. Я видела это своими глазами. Желаю и вам увидеть, как попадает в ритм эпохи и управляет временем один удивительный Русский Человек со взглядом, одновременно полным доброты и строгости.

10.07.18.

© Фотографии Дарьи Мутловой


bottom of page